• Размещать ответы в темах можно без регистрации, сообщения будут опубликованы после модерации
  • 24 октября будет определена новая ключевая ставка ЦБ. Опрос и обсуждение здесь
    В этот же день будет онлайн фин. квиз через Zoom, не пропустите анонс мероприятия

Досудебное урегулирование через финомбудсмена

Когда действием или бездействием банк причинил вам финансовый ущерб, финомбудсмен бесплатно станет на вашу сторону и защитит права при сумме ущерба до 500 тыс. руб
Подать обращение можно на сайте https://finombudsman.ru
1739626805466.webp

Когда вам помогут?
1739626824777.webp

Если ЦБ в ответ на жалобу может написать, что не вмешиваются в договорные отношения или отправит в суд, то финансовый уполномоченный может помочь защитить права потребителя.

Важно: подаёте жалобу банку, получаете официальный ответ (в т.ч. на e-mail), главное, чтобы можно было прикрепить и тогда уже можете подавать жалобу финомбудсмену.


Нюанс в том, что ФО взыскивает сумму с банка, который нарушил права клиента. С 1 января 2025 базовая ставка, исходя из которой штрафуется банк 39 тысяч рублей (страховые компании - 40 тыс)

1️⃣ Если финомбудсмен удовлетворяет требования потребителя — кредитная организация оплачивает 195 тыс. руб (39000*5). До 01.01.25 было 35к*4 = 140к

2️⃣ Если финомбудсмен признает требования необоснованными — банк ничего не оплачивает (35000 * 0)

3️⃣ Если финомбудсмен отказывает в жалобе, т.к. банк добровольно после жалобы выполнил требования потребителя:

- до 7 рабочих дней —19 500 ₽ (39 тыс * 0,5); было 17.5к
- от 7 рабочих дней — 39 000 ₽ (39 тыс. * 1); было 35к

4️⃣ Более редкий вариант: если фин. уполномоченный удовлетворяет требования потребителя, когда банк и клиент заключили соглашение:
- до 10 дней - 7 800 ₽ вместо 7 тыс ранее
- от 10 дней - 39 000 ₽ вместо 35 тыс. ранее.

КЕЙСЫ С ФО ниже и в теме далее
Пресс-релиз февраля 2024 на сайте ФО о том, что на банк было подано порядка 200 жалоб в связи с невыплатой кэшбэка.
1739627607679.webp

Речь про акцию, где участникам предлагалось оплатить мобильную связь картой банка, после чего воспользоваться 20-процентным кэшбэком на оплату услуг в «категории ЖКХ» посредством мобильного приложения банка.
Участвующие в акции могли рассчитывать на максимальный кэшбэк 150к*20% = 30к (для премиума) или (всем остальным).

Т-Банк придумал много отговорок, чтобы не выплачивать кэшбэк, т.к. не ожидал такой ажиотаж по непубличной акции.
В какой-то момент прибегнул к отговорке, что нельзя платить коммуналку авансом (это если на 1-2 года вперёд оплатить, а не по счёту квитанции).

Рассмотрев обращения, финансовый уполномоченный удовлетворил требования клиентов и взыскал невыплаченный кэшбэк.
финансовый уполномоченный посчитал, что отключение клиента от бонусной программы из-за злоупотреблений правом является недобросовестным действием со стороны банка и вынес решение о необходимости выплаты кэшбэка.
Скриншоты/документы:
1740126948974.webp
1740127096720.webp
1740127354000.webp

1740135505690.webp
По жалобе удалось заставить выплатить кэшбэк, но по суду

Узнать детали этого дела удалось только найдя решение суда, т.к. клиент и адвокат не выкладывали детали решения.

В ноябре-декабре 2023 Эдуард из Екатеринбурга потратил по карте Райффайзенбанка порядка 6.82 млн руб. Как мы знаем, у банка нет лимита выплаты: на все покупки даётся 1.5% кэшбэка, а в иногда РАНЕЕ банк давал 5% на всё (последний раз 28-30 июня 2024).

Банк отключил Эдуарда от программы лояльности и отказал в выплате кэшбэка с отсылкой на злоупотребление:

«Мы остановили начисления кэшбэка, так как вы нарушаете правила программы лояльности по Кэшбэк-карте (п. 4.3)».
Письменная претензия не помогла, зато помогло обращение в Службу Финансового уполномоченного. Там согласились, что действия банка являются односторонним отказом от исполнения своих обязательств и это недопустимо.
Было вынесено решение об обязательстве банка выплатить кэшбэк клиенту.

Банк обратился с обжалованием в суд, но ничего не получилось, как в районном суде, так и по апелляции.
Позиция банка нашими словами
- вопрос восстановления в программе лояльности не относится к спорам имущественного характера, а договор об участии в программе лояльности не является договором об оказании финансовой услуги.
- спор требует состязательного процесса с возможностью ознакомления сторон с доводами и документами, а финансовый уполномоченный не имел полномочий для разрешения вопроса о выплате кэшбэка.
- имел место быть не односторонний отказ от исполнения обязательства, а исполнение договора на согласованных условиях.
- суд не дал оценки операциям клиента, имело место быть приобретение товаров в предпринимательских целях, не для личного использования, в интересах третьих лиц, с целью перепродажи.

Банк сообщил суду, что в августе-ноябре клиент суммарно сделал покупки:
Ozon — 31 покупка на сумму 7.1 млн
Яндекс Маркет — 70 покупок на ~3.5 млн руб
Wildberries — 17 покупок на 1,7 млн руб
Мегамаркет — 35 покупок на 1,2 млн руб
DNS — 3 покупки на 480к
М.Видео — 6 покупок на 616к
Joom — 2 покупки на 180к (правда, обе покупки были возвращены)

Сам Эдуард — ИП, имеет основной вид деятельности - «Торговля розничная бытовыми электротоварами в специализированных магазинах» и работает, отмечу, в магазине уцененной техники.

...Мне кажется, что именно из-за этого проигранного суда с 16.09.24 банк ужесточил свою программу лояльности, обозначив критерии недобросовестных действий клиента.
Это покупки в интересах третьих лиц, не для себя и родственников (иначе нужны подтверждающие документы); многократные покупки в одном ТСП и т.д. и т.п.
 
Последнее редактирование:
Финансовый уполномоченный не сможет помочь с бонусами от банка

Если вы считаете, что банк необоснованно отказал в начислении бонусов, миль, или баллов, а то и заблокировал в программе лояльности, то жалоба финомбудсмену не поможет.

Согласно законодательной позиции бонусы не представляют собой денежный эквивалент, а значит, нельзя считать, что вы понесли ущерб.

ИСТОРИЯ С МКБ (Казань, осень 2024 г.)
Премиальный клиент МКБ без уведомлений был отключён от программы лояльности, ему не выплатили порядка 11 тыс. бонусов с отсылкой на злоупотребления.
Также банк отказался возместить проходы в бизнес-зал стоимостью 4200 ₽.

Несмотря на то, что в целом финомбудсмен не увидел злоупотреблений клиента, он отказал в возмещении ущерба на том основании, что начисленные баллы представляют собой виртуальные единицы расчёта, которые зачисляются на отдельный бонусный счет клиента. При этом начисление бонусов не является самостоятельной финансовой услугой и не связано с привлечением или размещением денежных средств в рамках договора.

А вот компенсацию за реально потраченные деньги на доступ в бизнес-зал получить удалось, т.к. клиент потратил свои средства, а после этого банк должен был сделать автоматическую конвертацию с зачислением средств на карту.
1740123328346.webp

1740123342486.webp
 
В продолжение: клиент Олег vs Т-Банк.
Мили по карте All Airlines со слов ФО - это виртуальные условные единицы расчета, не являются денежным эквивалентом. Отказ по жалобе

1740123643509.webp
 
В продолжение: клиент Олег vs Т-Банк.
Мили по карте All Airlines со слов ФО - это виртуальные условные единицы расчета, не являются денежным эквивалентом. Отказ по жалобе
От того же клиента: как удалось отжать 59 ₽ за персональную акцию и 111 руб на почтовые расходы :)
1740134749213.webp
 
А интересно, совок так можно нагнуть, чтобы снять блокировки? Ибо необоснованная блокировка ведёт к невозможности обслуживания.
 
А интересно, совок так можно нагнуть, чтобы снять блокировки? Ибо необоснованная блокировка ведёт к невозможности обслуживания.
ФО не решает проблемы отключения от ПЛ, проблему блокировки по 115ФЗ
 
Подававл жалобу финомбудсмену на совкомбанк в связи с блокировкой по программе лояльности. Просил вернуть стоимость годового обсулживания Халва.Десятка (пользовался подпиской 3 месяца, пока не заблокировали в программе) и компенсацию 5000 рублей (баллы, недоначисленные по последней покупке на Озон). Сегодня пришел ответ, суть:
- стоимость годовой подписки вернули полностью, даже за прошедшие месяцы
- финансовый уполномоченный приходит к выводу, что начисляемые Финансовой организацией на бонусный счет баллы в рамках Программы лояльности не являются денежными единицами, эта часть обращения не подлежит рассмотрению
 
Стал жертвой мошенников и списали денежные средства через фишинговый сайт. Обман сразу не заметил и ввел реквизиты карты да еще и с подтверждением кодом, понял в самый последний момент когда сумма через код списания не соответствовала изначальной и деньги списали. Перевод банк не приостановил. Сразу же начал стучаться в службу поддержки, с требованием оспорить и приостановить операцию, но все эти переписки растянулись по времени и драгоценное время было упущено. По итогу сделал все как сказал банк, подал заявление в полицию расписал всю ситуацию. По итогу всех телодвижений отказ банка. Обратился к финомбудсмену, сегодня пришло решение об удовлетворении требований.
 
Последнее редактирование:
Стал жертвой мошенников и списали денежные средства через фишинговый сайт. Обман сразу не заметил и ввел реквизиты карты да еще ис подтверждением кодом, понял в самый последний момент когда сумма через код списания не соответствовала изначальной и деньги списали. Перевод банк не приостановил. Сразу же начал стучаться в службу поддержки, с требованием оспорить и приостановить операцию, но все эти переписки растянулись по времени и драгоценное время было упущено. По итогу сделал все как сказал банк, подал заявление в полицию расписал всю ситуацию. По итогу всех телодвижений отказ банка. Обратился к финомбудсмену, сегодня пришло решение об удовлетворении требований.
Интересный кейс, спасибо. Можете дать деталей по ответу финобмундсмена, какие доводы повлияли на его решение?
 
На решение финомбудсмена повлияли последние поправки в закон "О национальной платежной системе", а именно, что при подозрительных переводах банк обязан приостановить перевод на 2 дня, затем связаться с клиентом уточнить детали перевода и по прошествию 2 дней, если клиент настаивает на данном переводе исполняет его. Данный алгоритм снимает с банка ответственность за такой перевод. В моем случае ничего этого не было, мошенники обманули антифрод систему и обманным путем выманили код, получили подтверждение перевода. А сам фишинговый сайт был замаскирован под платежный шлюз известного магазина. В жалобе на данные поправки и ссылался.
 
Где-то видел скрипт по жалобе на банк, типа ссылка на акцию, ответ (отказ) банка, чек, выполненные условия... Подскажите, если кому попадалось такое.
 
Нашел:
Кто будет обращаться. Обмудсмен требует скрины 4 документов
1. Вашу финансовую претензию к банку. Где надо написать. Требую Х рублей
2. Письменный отказ банка
3. Условия акции. По которой Вам должны заплатить
4. Доказательство, что Вы их выполнили.
 
подаёте жалобу банку, получаете официальный ответ (в т.ч. на e-mail)
ответ - факультативно, ведь могут и проигнорировать. Достаточно обращения в банк с отметкой о принятии. Ждем 30 дней, если ответа, реакции нет, можно обращаться к ФУ.
 
Ждем 30 дней, если ответа, реакции нет, можно обращаться к ФУ.
Насколько знаю, то 30 дней это если обращение было письменное.
Если же обращение было подано в электронном виде, то банку дается 15 рабочих дней на ответ. Истекли 15 рабочих дней, ответа нет - можно обращаться к омбудсмену.
 

Похожие темы

Ответы
926
Просмотры
119 тыс.
Ответы
71
Просмотры
7 тыс.
Ответы
856
Просмотры
64 тыс.

Кто сейчас смотрит эту тему

Назад
Верх