• Размещать ответы в темах можно без регистрации, сообщения будут опубликованы после модерации

Досудебное урегулирование через финомбудсмена

Когда действием или бездействием банк причинил вам финансовый ущерб, финомбудсмен бесплатно станет на вашу сторону и защитит права при сумме ущерба до 500 тыс. руб
Подать обращение можно на сайте https://finombudsman.ru
1739626805466.webp

Когда вам помогут?
1739626824777.webp

Если ЦБ в ответ на жалобу может написать, что не вмешиваются в договорные отношения или отправит в суд, то финансовый уполномоченный может помочь защитить права потребителя.

Важно: подаёте жалобу банку, получаете официальный ответ (в т.ч. на e-mail), главное, чтобы можно было прикрепить и тогда уже можете подавать жалобу финомбудсмену.


Нюанс в том, что ФО взыскивает сумму с банка, который нарушил права клиента. С 1 января 2025 базовая ставка, исходя из которой штрафуется банк 39 тысяч рублей (страховые компании - 40 тыс)

1️⃣ Если финомбудсмен удовлетворяет требования потребителя — кредитная организация оплачивает 195 тыс. руб (39000*5). До 01.01.25 было 35к*4 = 140к

2️⃣ Если финомбудсмен признает требования необоснованными — банк ничего не оплачивает (35000 * 0)

3️⃣ Если финомбудсмен отказывает в жалобе, т.к. банк добровольно после жалобы выполнил требования потребителя:

- до 7 рабочих дней —19 500 ₽ (39 тыс * 0,5); было 17.5к
- от 7 рабочих дней — 39 000 ₽ (39 тыс. * 1); было 35к

4️⃣ Более редкий вариант: если фин. уполномоченный удовлетворяет требования потребителя, когда банк и клиент заключили соглашение:
- до 10 дней - 7 800 ₽ вместо 7 тыс ранее
- от 10 дней - 39 000 ₽ вместо 35 тыс. ранее.

КЕЙСЫ С ФО ниже и в теме далее
Пресс-релиз февраля 2024 на сайте ФО о том, что на банк было подано порядка 200 жалоб в связи с невыплатой кэшбэка.
1739627607679.webp

Речь про акцию, где участникам предлагалось оплатить мобильную связь картой банка, после чего воспользоваться 20-процентным кэшбэком на оплату услуг в «категории ЖКХ» посредством мобильного приложения банка.
Участвующие в акции могли рассчитывать на максимальный кэшбэк 150к*20% = 30к (для премиума) или (всем остальным).

Т-Банк придумал много отговорок, чтобы не выплачивать кэшбэк, т.к. не ожидал такой ажиотаж по непубличной акции.
В какой-то момент прибегнул к отговорке, что нельзя платить коммуналку авансом (это если на 1-2 года вперёд оплатить, а не по счёту квитанции).

Рассмотрев обращения, финансовый уполномоченный удовлетворил требования клиентов и взыскал невыплаченный кэшбэк.
финансовый уполномоченный посчитал, что отключение клиента от бонусной программы из-за злоупотреблений правом является недобросовестным действием со стороны банка и вынес решение о необходимости выплаты кэшбэка.
Скриншоты/документы:
1740126948974.webp
1740127096720.webp
1740127354000.webp

1740135505690.webp
По жалобе удалось заставить выплатить кэшбэк, но по суду

Узнать детали этого дела удалось только найдя решение суда, т.к. клиент и адвокат не выкладывали детали решения.

В ноябре-декабре 2023 Эдуард из Екатеринбурга потратил по карте Райффайзенбанка порядка 6.82 млн руб. Как мы знаем, у банка нет лимита выплаты: на все покупки даётся 1.5% кэшбэка, а в иногда РАНЕЕ банк давал 5% на всё (последний раз 28-30 июня 2024).

Банк отключил Эдуарда от программы лояльности и отказал в выплате кэшбэка с отсылкой на злоупотребление:

«Мы остановили начисления кэшбэка, так как вы нарушаете правила программы лояльности по Кэшбэк-карте (п. 4.3)».
Письменная претензия не помогла, зато помогло обращение в Службу Финансового уполномоченного. Там согласились, что действия банка являются односторонним отказом от исполнения своих обязательств и это недопустимо.
Было вынесено решение об обязательстве банка выплатить кэшбэк клиенту.

Банк обратился с обжалованием в суд, но ничего не получилось, как в районном суде, так и по апелляции.
Позиция банка нашими словами
- вопрос восстановления в программе лояльности не относится к спорам имущественного характера, а договор об участии в программе лояльности не является договором об оказании финансовой услуги.
- спор требует состязательного процесса с возможностью ознакомления сторон с доводами и документами, а финансовый уполномоченный не имел полномочий для разрешения вопроса о выплате кэшбэка.
- имел место быть не односторонний отказ от исполнения обязательства, а исполнение договора на согласованных условиях.
- суд не дал оценки операциям клиента, имело место быть приобретение товаров в предпринимательских целях, не для личного использования, в интересах третьих лиц, с целью перепродажи.

Банк сообщил суду, что в августе-ноябре клиент суммарно сделал покупки:
Ozon — 31 покупка на сумму 7.1 млн
Яндекс Маркет — 70 покупок на ~3.5 млн руб
Wildberries — 17 покупок на 1,7 млн руб
Мегамаркет — 35 покупок на 1,2 млн руб
DNS — 3 покупки на 480к
М.Видео — 6 покупок на 616к
Joom — 2 покупки на 180к (правда, обе покупки были возвращены)

Сам Эдуард — ИП, имеет основной вид деятельности - «Торговля розничная бытовыми электротоварами в специализированных магазинах» и работает, отмечу, в магазине уцененной техники.

...Мне кажется, что именно из-за этого проигранного суда с 16.09.24 банк ужесточил свою программу лояльности, обозначив критерии недобросовестных действий клиента.
Это покупки в интересах третьих лиц, не для себя и родственников (иначе нужны подтверждающие документы); многократные покупки в одном ТСП и т.д. и т.п.
 
Последнее редактирование:
Скажите, пожалуйста, Служба финансового уполномоченного запрашивала у вас доказательства внесения денежных средств? Если да, то чем вы подтверждали этот факт?
Нет, не запрашивала. Я наоборот акцентировал внимание на то, что любой на моём месте абсолютно беззащитен в такой ситуации (ведь банкомат никакого чека не выдал). Особенно, если банк не желает проверить результат инкассации банкомата за операционный день и видеозаписи действия клиента в указанное время.
 
Имхо, есть ключевое отличие. По Халве начисляют баллы, и только после процедуры "конвертации" они становятся рублями (и то конвертация не прямая, а компенсацией покупки по условиям банка). До момента "конвертации" эти баллы не имеют никакой стоимости. По карте с категориями же начисляют рубли на карту после завершения отчётного периода. Неначисление заработанных рублей является прямым финансовым убытком, нанесённым банком.
Это придаёт уверенности.

Отдельный вопрос про подачу обращения. У меня есть вот такой ответ, который они прислали в СМС. Там ФИО и внутренний номер обращения. Этого достаточно? Или всё же сделать нормальное обращение? Требование омбудсмену я могу написать отдельно или нужно одно и то же требование вначале банку предъявить, а потом омбудсмену приложить?
 

Вложения

  • 22.webp
    22.webp
    49,5 КБ · Просмотры: 9
Отдельный вопрос про подачу обращения. У меня есть вот такой ответ, который они прислали в СМС. Там ФИО и внутренний номер обращения. Этого достаточно? Или всё же сделать нормальное обращение?
Направить досудебное требование в банк по email либо бумажное - в отделении банка, обязательно с отметкой о получении, или же почтой РФ заказным письмом.
Требование омбудсмену я могу написать отдельно или нужно одно и то же требование вначале банку предъявить, а потом омбудсмену приложить?
Вначале требование к банку направляете, при получении ответа, если он вас не устраивает, либо при неполучении ответа в установленные сроки - только тогда к ФУ обращаться.
 
Поддерживаю ранее сказанное. ФУ очень трепетно относится к соблюдению порядка обращения. У меня также был только номер обращения, оказалось не достаточно. Требовали текст обращения и доказательства его направления.
 
На ФУ при подаче заявления есть форма, где обязательно требуется загрузить изначальное обращение c требованиями к банку, СК либо другой организации, на которую жалуетесь, файл, скан либо сообщение по email.
 
Бонусы которые начисляет ОТП тоже считаются фантиками и нет смысла к финомбудсмену обращаться?
 
обращение c требованиями к банку
Подготовил требование. Завтра понесу в отделение. Как думаете, добавить пункт с компенсацией за моральный ущерб - имеет смысл? Затея такова, что ни банк, ни ФУ его то не удовлетворят. Но банк, увидя такое, не пойдёт навстречу и точно ничего не компенсирует. Если ФУ удовлетворит мои требования о выплате невыплаченного, банк попадёт на 195 тыс. руб.
 
Завтра понесу в отделение. Как думаете, добавить пункт с компенсацией за моральный ущерб - имеет смысл?
Банк однозначно это во внимание не примет и рассматривать не будет, максимум, что можно добиться, это выполнения положенных финансовых требований, например, отмена комиссии, выплата кешбека, без моральной компенсации, штрафов за просрочку.
Кстати, в требовании через ФУ можно ли добавлять эти пункты? Не изучал.
 
Кстати, в требовании через ФУ можно ли добавлять эти пункты? Не изучал.
Моральный вред через финомбудсмена взыскать не получится, не будет он такое рассматривать.
Но лично я всё-таки включил бы такой пункт в заявление. Почему? Потому что банк может не захотеть сразу исполнить решение ФУ, тогда придётся с этим решением ещё и в суд обращаться. Так вот в суде чтобы новое требование не добавлять можно предъявить своё первоначальное требование к банку, где уже был указан моральный вред.
Ну это я так думаю. Думаю что не повредит.
 

Вложения

  • Screenshot_20251125-161922.webp
    Screenshot_20251125-161922.webp
    108,7 КБ · Просмотры: 8
Почему? Потому что банк может не захотеть сразу исполнить решение ФУ, тогда придётся с этим решением ещё и в суд обращаться. Так вот в суде чтобы новое требование не добавлять можно предъявить своё первоначальное требование к банку, где уже был указан моральный вред.
Ну это я так думаю. Думаю что не повредит.
Согласен с вами. Добавил этот пункт. Попробуем. Посмотрим, что получится.
 
По крайней мере, для страховых компаний прописана возможность требовать неустойку

В качестве примеров споров со страховыми организациями, которые рассматривает финансовый уполномоченный, можно привести следующие:

  • • несогласие с размером страхового возмещения;
  • • несогласие с отказом в выплате страхового возмещения;
  • нарушение срока выплаты страхового возмещения (требование о взыскании неустойки);
https://finombudsman.ru/kb/spory-po...j-organizatsiej-primery-trebovanij253-kb.html
 
Претензию пишем досудебную, включаем в нее все требования. ФУ формулируем только те требования, которые в его компетенции, как указано выше.
 
Претензию пишем досудебную, включаем в нее все требования. ФУ формулируем только те требования, которые в его компетенции, как указано выше.
@Omni, всё верно. Только ведь омбудсмену нужно показать своё требование к банку, которое делалось до обращения к омбудсмену.
Поэтому считаю что банку сразу нужно предъявлять всё по полной программе - и неустойку, и моральный вред.

Банк может отказать в исполнении требований даже если омбудсмен решит в пользу клиента. Банк может сам в суде оспаривать это решение. Вот тогда для встречного иска и пригодится первоначальное требование клиента к банку.
Ну а при подаче омбудсмену тот увидит все эти требования. Уд которые ему не положено, те удовлетворять ее будет.

Короче говоря считаю что не повредит сразу все требования по максимуму выставить банку, а не потом добавлять.
 
формулируем только те требования, которые в его компетенции, как указано выше.
А до того как омбудсмену подавать нужно банку претензию предъявить. И потом эту претензию омбудсмену показывать надо - таково требование.
Вот банку изначально и подавать по максимуму - все пункты, в том числе и которые омбудсмен решить не может.
 
Отнёс досудебку. Отметку о получении сделали и вот только что пришла СМС всё с тем же текстом:

Ваше обращение №ХХХХХХ рассмотрено. Согласно условиям программы лояльности https://hva.im/141WzW Банк может исключить участника из Программы лояльности, заблокировать карту и связанный с ней банковский счёт по причинам, указанным в программе лояльности https://hva.im/141WzW, а также при выявлении других нарушений, злоупотреблений, мошеннических действий или предоставлении информации, вводящей в заблуждение Банк и/или партнеров в процессе участия в Программе лояльности. В удовлетворении Ваших требований вынуждены отказать. Причины не разглашаются в силу ограничений, установленных внутренними регламентами Банка.

Отметка о получении есть. Можно не ждать 30 дней?
 
Друзья, у многих банков кешбек в виде баллов/бонусов начисляется, которые уже после можно менять на реальные деньги. В таком случае финомбудсмен бесполезен, правильно понимаю?
 
Друзья, у многих банков кешбек в виде баллов/бонусов начисляется, которые уже после можно менять на реальные деньги. В таком случае финомбудсмен бесполезен, правильно понимаю?
Я полагаю что фантики с возможностью конвертации в рубли не то же, что живые деньги. Но может у кого то другой опыт и люди отпишутся.
P.S. Они даже по налоговому режиму разные.
 

Кто сейчас смотрит эту тему

Назад
Верх