Кстати, вот полный комментрий Юлии Цепляевой в 2014 году.
Юлия Цепляева, директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка:
— Я считаю, что в феврале — марте рубль должен вернуться к равновесному курсу 33 рубля за доллар. Я серьезно так считаю! Лично я свои деньги не побежала никуда перекладывать по 35 рублей — это безумие!
И мне очень жалко людей, которые покупают доллар за 35 рублей, потому что вероятность, что они потеряют свои деньги, — большая. Я знаю, что в панику трудно противостоять коллективному бессознательному. Но если у вас суммы не безумно большие — вам точно надо избегать любых метаний. А если суммы большие — надо включить мозг и подумать, не поздно ли уже менять деньги. Потому что вероятность того, что рубль подорожает, с моей точки зрения, гораздо выше, чем, что он продолжит дешеветь.
Мы, честно говоря, ожидали постепенного снижения курса до 33 рублей за доллар в среднем в этом году. А в январе — наоборот, скачка рубля вверх, как это традиционно происходит. Но фактическое ослабление, что называется, превзошло все наши ожидания. Равновесный курс рубля — и объективную тенденцию к его снижению — определяют фундаментальные факторы: постепенное ослабление профицита счета текущих операций при высоком оттоке капитала. Но тот результат, который мы получили сейчас, имеет еще две причины. На неделе с 20-го января рубль снижался точно так же, как валюты других развивающихся стран — еще в декабре они испытали шоковое давление из-за новости о сокращении программы количественного смягчения в США. Все валюты, особенно турецкая лира, обвалились, и рубль полетел тоже. Потом еще вышла плохая статистика по Китаю — возникло некоторое ощущение, что глобальная точка роста переместилась на развитые рынки. Что касается этого фактора, то в ближайшее время мы, скорее всего, увидим стабилизацию развивающихся рынков. Деньги инвесторов, которые были выведены на развитые рынки, частично, по крайней мере, снова туда вернутся. Я считаю, что, если вы фонд, который работает на развивающихся рынках, вы можете уйти в кэш [купить наличные доллары и евро], но вы не можете сидеть на кэше бесконечно, вы должны зарабатывать деньги. Вам придется вернуться на развивающиеся рынки, где вы зарабатываете деньги.
Но на этой неделе, с 27 января 2014 г., рубль дешевел быстрее, чем другие развивающиеся валюты. Тем более что некоторые центральные банки пошли по пути ужесточения денежной политики и подняли ставки — это и турецкая лира, и южноафриканский рэнд. Страны, которые так поступили, девальвацию у себя прекратили. Здесь вступает в силу еще один фактор — сложившиеся девальвационные ожидания. Это и покупка наличных долларов населением, это и действия экспортеров, которые стараются придержать выручку в валюте. Если вы спросите трейдеров, вы узнаете, что заказов на продажу валюты стало меньше. Это значит, что экспортеры предполагают так же, как и другие агенты, что рубль может уйти еще ниже.
И таким образом мы становимся перед вопросом: а почему были сформированы такие ожидания? И ответов на этот вопрос я вижу два. Во-первых, население по-бытовому считает, что правительству выгоден слабый рубль. А во-вторых, были сделаны комментарии Центрального банка, которые во многом были расценены рынком, что ЦБ будет бороться за слабый рубль. Соответственно, мы бы не хотели добиться такого эффекта, но все-таки добились. И теперь ЦБ пытается что делать — он пытается переформатировать эти ожидания. Отсюда мы видим и серьезные интервенции — очень большие по объему. И делаются заявления, что ЦБ не уйдет с рынка. Насколько это ускорит взлет рубля — зависит от того, наладится ли коммуникация между банком и рынком.