• Размещать ответы в темах можно без регистрации, сообщения будут опубликованы после модерации

Политики конфиденциальности (2 читает)

itproductive

Участник
Рег-ция
31.12.2023
Темы
3
Сообщения
37
Реакции
20
Анализ Политики конфиденциальности с сайта Госуслуг, с точки зрения ранее выявленных рисков показывает, что это - второй, не менее важный, элемент юридической конструкции, делающей возможной передачу и монетизацию данных. Если Пользовательское соглашение задавало общие рамки полномочий, то Политика конфиденциальности детализирует, как именно эти данные можно обрабатывать и передавать.

📛 Широкие и размытые цели обработки, включающие передачу третьим лицам.

Пункт: «Цели обработки персональных данных»

✔️«предоставления пользователю доступа к данным о нём, содержащимся... в иных информационных системах»
✔️«предоставления санкционированного доступа к информации, содержащейся в государственных, муниципальных и других информационных системах»
✔️«передачи персональных данных пользователя... третьей стороне на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о персональных данных»
✔️«в иных целях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации»

Это - смысловой центр всей конструкции. Формулировки «другие информационные системы» и «санкционированный доступ» не ограничиваются госорганами. Они идеально подходят для описания доступа банков и коммерческих компаний через СМЭВ. Самое главное - пункт о передаче данных третьим сторонам «на основаниях, предусмотренных законодательством». Постановление № 1687 и является таким основанием. Таким образом, Политика конфиденциальности заранее предусматривает возможность передачи данных на условиях, которые будут установлены отдельными нормативными актами.

📛 Прямые основания для доступа третьих лиц.

Пункт: «Доступ третьих лиц к персональным данным»

✔️«если передача персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги, или для предоставления пользователю любых других сервисов»
✔️«если пользователь дал согласие на осуществление передачи своих данных третьей стороне»
✔️«если такая передача персональных данных необходима в рамках процедуры, установленной законодательством Российской Федерации»

Эти пункты создают несколько параллельных легальных каналов для передачи данных:

⛔️«Любые другие сервисы» - крайне растяжимая формулировка. Улучшение кредитного скоринга банком или таргетированная реклама от оператора связи легко могут быть объявлены «сервисом» для пользователя.
⛔️Согласие пользователя - ключевой момент. На практике такое согласие часто берется «в пачке» с офертой при получении какой-либо коммерческой услуги. Пользователь, желая получить кредит, ставит галочку, соглашаясь на проверку его данных через Госуслуги/МВД, даже не осознавая этого.
⛔️«Процедура, установленная законодательством» - снова отсылка к внешним документам. Новые законы и постановления (как № 1687) автоматически становятся таким основанием.

📛Оговорка о изменении Политики без согласия пользователя.

Пункт: «Дополнительные условия»

✔️«Минцифры вправе вносить в Политику изменения без согласия пользователя... в случае, когда такие изменения обусловлены изменениями законодательства Российской Федерации»
✔️«Продолжая пользоваться порталом... пользователь подтверждает согласие с внесёнными изменениями»

Это - механизм блокировки обратной связи. Государство может сначала принять закон о продаже данных, а затем под шумок «привести Политику в соответствие с законодательством». Пользователь, который вынужден пользоваться Госуслугами для получения паспорта, уплаты налогов и т.д., автоматически соглашается с этими изменениями. Фактического выбора у него нет.

📛Обработка данных без ограничения срока.

Пункт: «Сроки обработки персональных данных»:

✔️«Обработка персональных данных... осуществляется без ограничения срока, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации»

Ваши данные собираются в единый цифровой профиль навсегда. Это создает постоянный, вечный актив, который можно бесконечно использовать и монетизировать по новым, появляющимся правилам.

Таким образом:
❌Политика конфиденциальности устанавливает общие принципы, разрешающие передачу данных третьим лицам для «любых других сервисов» и по основаниям из законодательства.
❌Постановление № 1687 является конкретным таким основанием из законодательства. Оно детализирует, кто (банки, операторы), как (через СМЭВ) и за сколько (4.93 рубля) может получить доступ к этим данным.
❌Пользователь, принимая Политику конфиденциальности, соглашается с этой схемой, даже если на момент принятия конкретных расценок и списка организаций еще не существовало.

Политика конфиденциальности не просто допускает описанные в новости риски - она является их юридическим фундаментом. Вместо того чтобы прямо писать о продаже данных, документ содержит универсальные и размытые формулировки, которые наполняются конкретным, зачастую неприемлемым для граждан смыслом через другие нормативные акты.

Эта система выстроена так, чтобы быть формально легитимной: вы сами согласились на передачу данных в обмен на «удобство» и «сервисы». А то, что ваше согласие было вынужденным, а под «сервисами» понимается обогащение третьих лиц за ваш счет - это уже «технические детали», которые рядовому пользователю практически невозможно оспорить.
 

Кто сейчас смотрит эту тему

Назад
Верх